Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с. Левокумское, ул. Карла Маркса, 170
Наш адрес
+7 (86543) 3-15-11
Приемная

Обзор изменений в налоговом законодательстве с 2022 года: что необходимо знать

04.02.2022

СООБЩЕНИЯ ОБ ИСЧИСЛЕННЫХ СУММАХ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Установлен порядок получения в налоговом органе сообщения об исчисленной сумме налога (п. 5 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ). Форма КНД 1150120, утверждена приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/647@.

Налогоплательщик-организация вправе получить сообщение в любом налоговом органе на основании заявления. Сообщение направляется руководителю организации (ее представителю) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

Предельный срок направления сообщения об исчисленных суммах налога организациям в процессе ликвидации продлен до 3 месяцев со дня получения сведений из ЕГРЮЛ (пп. 3 п. 4 ст. 363 НК РФ).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Установлен 20-дневный срок для предоставления налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений по сообщениям об исчисленной сумме налога (п. 6 ст. 363 НК РФ).

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ.

Для налогоплательщиков-организаций введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному и земельному налогам на основании сведений, полученных в соответствии с НК РФ и другими законами, начиная с налогового периода, в котором возникло право на льготу (ст. 361.1 НК РФ, ст. 396 НК РФ).

Ранее был предусмотрен только для физических лиц (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

С налогового периода 2020 года весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил отнесены к необъектам налогообложения (пп. 13 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Установлен порядок исчисления суммы налога и авансовых платежей:

- в отношении водных и воздушных транспортных средств, которые находятся:

· в общей долевой собственности (п. 3.2 ст. 362 НК РФ). Сумма налога (сумма авансового платежа) исчисляется пропорционально доле в праве собственности (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

· в совместной собственности (п. 3.2 ст. 362 НК РФ). Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

- в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием (п. 3.4 ст. 362 НК РФ). Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором такое транспортное средство было принудительно изъято, на основании заявления представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

- в случае изменения в течение налогового периода характеристик транспортного средства, а также доли налогоплательщика в праве общей собственности на водное или воздушное транспортное средство (п. 3.2 ст. 362 НК РФ). Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется с учетом коэффициента владения (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

- в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу (п. 3.3ст. 362 НК РФ). Сумма налога (суммы авансового платежа по налогу) исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения и месяц прекращения права принимается за полный месяц (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

Установлено общее правило о едином источнике данных о характеристиках объектов налогообложения – сведения органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Законом Ставропольского края от 29.11.2021 № 108-кз внесены изменения в Закон Ставропольского края от 27 ноября 2002 г. 52-кз «О транспортном налоге». В закон добавлены основания и порядок применения налоговых льгот.

Часть 4 статьи 5 изложена в следующей редакции «Для категорий налогоплательщиков, указанных в абзацах втором - двенадцатом и шестнадцатом части первой настоящей статьи, освобождение от уплаты налога применяется в отношении одного зарегистрированного на их имя транспортного средства по выбору налогоплательщика. В случае не представления заявления налоговая льгота предоставляется в отношении одного зарегистрированного транспортного средства с максимальной исчисленной суммой налога».

В предыдущей редакции освобождение от уплаты налога применялось в отношении одного зарегистрированного на их имя транспортного средства.

В статье 5 «Льготы по уплате налога» изменена мощность двигателя в отношении легковых автомобилей и автобусов со 150 на 250 л.с. включительно, для льготной категории налогоплательщиков – один из родителей, приемных родителей (опекунов, попечителей), проживающий на территории Ставропольского края, воспитывающий трех и более несовершеннолетних детей и совместно с ними проживающий,

В предыдущей редакции льгота предоставлялась в отношении легковых автомобилей и автобусов с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

С налогового периода 2021 года введена налоговая льгота в отношении принадлежащих религиозным организациям земельных участков, предназначенных для размещения зданий, строений и сооружений религиозного и благотворительного назначения (пп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

С налогового периода 2022 года установлен порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу в отношении земельного участка, сведения о котором представлены в налоговые органы в соответствии с п. 18 ст. 396 НК РФ территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (п. 7.2 ст. 396 НК РФ).

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

С 1 января 2022 года установлен единый срок уплаты налога - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также авансовых платежей - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ст. 383 НК РФ).

Таким образом, за налоговый период 2021 год авансовые платежи установлены законом Ставропольского края от 26.11.2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций», а налог подлежит уплате в срок, установленный ст. 383 НК РФ, т.е. 01.03.2022 года.

Начиная с налогового периода 2022 года, установлены единые сроки уплаты налога и авансовых платежей по всем имущественным налогам.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

С 1 января 2023 года (за налоговый период 2022 года и последующие) налогоплательщики - российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

В случае если у налогоплательщика - российской организации в истекшем налоговом периоде имелись только вышеуказанные объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется (ст. 386 НК РФ).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Предусмотрена возможность проведения сверки сведений об объектах налогообложения, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов (Единый государственный реестр налогоплательщиков).

В отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость:

- установлен порядок исчисления налога в отношении объекта, находящегося в общей долевой собственности (пп. 4 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

- введен порядок предоставления налоговых льгот для налогоплательщиков - российских организаций, имеющих право на налоговые льготы (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Определен порядок исчисления налога в отношении объекта, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

С налогового периода 2022 года имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя) (п. 3 ст. 378 НК РФ).

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень, определяемый п. 7 ст. 378.2 НК РФ, направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает на своем официальном сайте сети «Интернет» (п. 7.1 ст. 378.2 НК РФ).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

Приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.12.2021 № 1004.

НДС

С 1 января 2022 года организации общепита получили льготу по НДС.

С 2022 года при определенных условиях от НДС освобождены услуги общепита в ресторанах, кафе, закусочных, столовых и т.д., а также при выездном обслуживании. Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов или организациями и ИП, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ

МАРКИРОВКА, ОНЛАЙН-КАССЫ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ

С 1 марта 2022 года уточнят правила маркировки наборов

При расформировании набора необходимо будет сделать перемаркировку и нанести код на каждый товар, который входит в набор и подлежит маркировке, до предложения к продаже.

Код маркировки нужно будет наносить только на потребительскую упаковку набора (или этикетку на ней), т.е. без маркировки входящих в него товаров, если эту упаковку сформировали на производстве и ее нельзя вскрыть без повреждения. Это касается фототоваров, товаров легкой промышленности, парфюмерной продукции.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 № 1985

С 1 марта 2022 года корректируют правила маркировки обуви

При производстве обуви в РФ ввод в оборот больше не будет связан с моментом, когда производитель принял продукцию на баланс. Вместо этого станут учитывать дату подачи уведомления о вводе в оборот.

Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 № 1459

С 1 марта 2022 года вводят обязательную маркировку упакованной питьевой воды

Производителям придется наносить средства идентификации на продукцию и подавать в систему «Честный знак» сведения об их нанесении и вводе товаров в оборот. Другим организациями при приемке товара от поставщиков нужно будет проверять соблюдение требований о маркировке.

Изменения коснутся упакованной питьевой воды (код 2201 по ТН ВЭД, коды 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140 по ОКПД2). Для минеральной воды маркировка обязательна с 1 декабря 2021 года.

Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 841

С 1 марта 2022 года скорректируют правила маркировки молочной продукции

При регистрации молочной продукции или наборов в национальном каталоге потребуется больше сведений. К примеру, в первом случае нужно будет указывать данные о сроках и условиях хранения, во втором - перечень маркированных товаров в наборе.

В отчете о нанесении средства идентификации нужно будет отражать дополнительные сведения:

- альтернативную дату истечения срока годности и условия хранения (если такая дата есть);

- фактический вес маркируемой продукции (если он различается у разных единиц молочной продукции с одним кодом товара).

Если вес товара уменьшился, появится возможность внести изменения в сведения о маркированном товаре.

Есть и другие уточнения, например, о маркировке молочной продукции, которую произвели в отдаленных или труднодоступных местностях.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2100

С 1 февраля 2022 года все продавцы маркированной продукции должны применять формат 1.2

Для работы с маркировкой ввели формат фискальных данных 1.2, но обязательный переход на него отложили из-за сначала из-за проблем с оборудованием, а потом из-за софта.

Если внешние программные решения, которые управляют кассой организации, нельзя перевести на формат 1.2 из-за того, что обновления еще нет или оно проходит тестирование, переход на новый формат можно отложить. Как только софт будет готов, нужно сразу же поменять ФФД и перерегистрировать кассу. Послабление действует до 1 февраля.

Отметим: требование перейти на формат 1.2 не касается продавцов, которые до 6 августа 2021 года зарегистрировали кассу с фискальным накопителем старого образца. Такие накопители не поддерживают новый формат, но использовать их можно до окончания срока действия ключей фискального признака.

Письмо ФНС России от 28.10.2021 № ПА-4-20/15207@

С 20 января 2022 года в систему «Честный знак» нужно передавать сведения о розничной продаже сыров и мороженого

Для сыров и мороженого наступит очередной этап введения обязательной маркировки. С 20 января продавцов обяжут передавать сведения о розничной продаже в систему «Честный знак». О других случаях оборота продукции и вывода ее из оборота потребуется сообщать с 1 сентября.

Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099

С 31 марта 2022 года в систему «Честный знак» нужно передавать сведения о розничной продаже молочной продукции.

С 31 марта продавцов молочной продукции, срок хранения которой не превышает 40 суток, обяжут передавать сведения о розничной продаже в систему «Честный знак». Это положение не касается товаров, у которых несколько сроков годности и минимальный из них не превышает 40 суток. Для них срок - 1 июня.

О других случаях оборота продукции и вывода ее из оборота потребуется сообщать с 1 сентября.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2100

С 1 января 2022 года истекла отсрочка по требованию сдавать уведомление об остатках непроданных товаров.

При введении прослеживаемости для розничных продавцов было предусмотрено послабление - право не направлять уведомление по товарам, которые отвечают всем следующим условиям:

- товар приобретен до 8 июля и предназначен для реализации физлицам-потребителям или самозанятым;

- товар продан к 1 января 2022 года. Если к этому моменту товар не продали, на него нужно подать уведомление об остатках.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

С 1 января 2022 года ввели электронные транспортные накладные

С 2022 года в Уставе автомобильного транспорта появились положения об электронных перевозочных документах. ФНС уже утвердила форматы транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказа-наряда. Формат электронной транспортной накладной утвержден Приказом ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200

Информация Правительства РФ от 16.11.2021

С 1 марта 2022 года обновят форму транспортной накладной

Корректировки касаются, к примеру, раздела о стоимости. Он необходим, если транспортную накладную используют как первичку.

Указывают:

- стоимость перевозки без налога;

- налоговую ставку;

- сумму НДС, предъявляемого покупателю;

- стоимость перевозки с налогом.

В предыдущей версии формы надо указывать только стоимость услуги в рублях и детализировать размер провозной платы, расходы на платные дороги, погрузо-разгрузочные работы, перевозку опасных грузов и т.п. В новой форме такой детализации нет.

Если транспортную накладную используют как бумажную первичку, то нужно составлять четвертый экземпляр накладной (для грузоотправителя).

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116

С 1 января 2022 года ввели принцип «одного окна» при сдаче бухотчетности

Сдавать бухотчетность в другие госорганы помимо налоговой больше не надо. Они могут получить информацию из государственного ресурса бухотчетности (https://bo.nalog.ru/). Поэтому представлять им отчетность организации не обязаны. Исключение - их освободили от подачи документов для ресурса.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторское заключение о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности могут быть представлены через сайт ФНС России

Для отдельных организаций отменяется требование о представлении в государственные органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если она содержится в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности

В частности, речь идет о следующих организациях:

- унитарные предприятия;

- АО, ООО и унитарные предприятия, включенные в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества;

- хозяйствующие субъекты, в отношении которых имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию;

- организации, осуществляющие отдельные регулируемые виды деятельности;

- субъекты естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- операторы электронной площадки (специализированной электронной площадки) в сфере закупок;

- застройщики;

- организаторы азартных игр.

Теперь уполномоченные регулирующие государственные органы получают годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность указанных организаций из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 352-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1907

Информационные сообщения Минфина России от 30.11.2020 № ИС-учет-30 и от 05.07.2021 № ИС-учет-34.

Приказ ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-1/843@