Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.

Администрация Левокумского муниципального района Ставропольского края

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

ИНФОРМАЦИЯ об основных принципах новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами

04.07.2018

Кто такой региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами?

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года. Регоператор несет ответственность за весь цикл жизни твердых коммунальных отходов (ТКО), включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения легальным способом в специально отведенных для этого местах.

С 1 января 2019 года на территории Ставропольского края будут работать четыре региональных оператора – каждый в своей зоне ответственности.

Если у физических лиц, либо хозяйствующего субъекта уже заключен договор на вывоз ТКО с местными организациями, должен ли заключаться договор с регоператором ТКО? Если да, то в каком порядке будет осуществляться этот переход?

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Оплачивать услуги регионального оператора граждане и организации обязаны с того момента, как начался вывоз твердых коммунальных отходов. Это предусмотрено п. 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.

Что будет с муниципальными предприятиями, которые занимались вывозом мусора?

Если мусоровозы данных предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки твердых коммунальных отходов.

Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями, объясняя этот тем, что у них нет мусора. Обязаны ли они заключать договор с регоператором, и какие санкции будут применяться к «отказникам»?

В соответствии с п.5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

Также сейчас рассматривается вопрос установления административной ответственности для таких граждан как на уровне федерации, так и на уровне края.

Какие отходы находятся «в ведении» регионального оператора ТКО и что он с ними будет делать, куда вывозить?

К ведению регионального оператора относятся твердые коммунальные отходы. С началом деятельности региональных операторов ТКО должны будут размещаться только на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов, учтенных в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Правительством Ставропольского края.

Какие отходы относятся к твердым коммунальным?

С законодательной точки зрения, твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Соответственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами от населения будут вывозиться пищевые отходы, упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты, смет из жилища, домашние растения, крупногабаритные отходы, в том числе утратившие свои потребительские свойства товары, использующиеся в жилых помещениях (мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих осветительных устройств).

При этом отходы, образующиеся от ухода за зелеными насаждениями, при капитальном ремонте, реконструкции жилых помещений, а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ не относятся в ТКО и не входят в зону деятельности региональных операторов. Вопрос вывоза таких отходов решается региональным оператором на договорной основе за дополнительную плату.

Будет ли разделение отходов по категориям (пластик, стекло и т.д.)?

Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. Однако на начальном этапе необходимо хотя бы организовать вывоз твердых коммунальных отходов от всего населения края для размещения на легальных полигонах.

Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?

Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. Уборку в момент вывоза твердых коммунальных отходов должен осуществлять региональный оператор, а поддерживать чистоту в течение дня – управляющие организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК).

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены вопросы:

создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Эти нормы вступают в силу с 01 января 2019 года. Для их реализации Правительство Российской Федерации должно утвердить правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра.

Планируется ли установка контейнеров в частном секторе? (может, одного на несколько домов).

Установка контейнеров в частном секторе возможна либо за счет самих жителей, либо, возможно, будет регламентирована в рамках вышеуказанных правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Будет ли региональный оператор убирать несанкционированные свалки, и что необходимо делать при обнаружении несанкционированной свалки в селе?

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, заключенном им с уполномоченным органом государственной власти, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки или на возмездной основе поручить эту работу региональному оператору.

Как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор? Как будут выявляться люди, которые, не имея договоров, будут пользоваться услугами регоператора? И возможно ли такое вообще?

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Эту информацию можно найти на сайте министерства www.mingkhsk.ru. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает региональная тарифная комиссия Ставропольского края.

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные емкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объемов мусора), то законом для предусмотрены два варианта расчета. Либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне края, либо по объему образуемых отходов. Право выбора в этом случае остается за юрлицом.

Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.

Хочу обратить внимание на то, что на государственная поддержка в виде компенсирования части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать граждане, если их ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.

Что изменится с началом работы регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований?

«Мусорная» реформа призвана перестроить алгоритм сбора и утилизации ТКО. Основная идея такова: отходы производит каждый человек – и платить за то, чтобы его правильно, с минимальной нагрузкой на экологию, уничтожили должны все. Это поможет вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе нескольких лет должны избавиться из стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе должны будем перейти к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.

Сегодня же мы стартуем с того, что нет даже достоверных данных по объему отходов, который образует население региона. В теории на Ставрополье ежегодно образуется более 1,2 млн. тонн твердых коммунальных отходов. На практике же пока лишь половина населения края (57%) оплачивают услугу по вывозу мусора. Другими словами, куда уходит мусор, образуемый остальными жителями края – а это более миллиона человек, можно только догадываться…

На свалки – санкционированные и несанкционированные ‑ отправляются вперемешку органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения, газы, загрязняющие окружающую среду. Газета разлагается до 4 месяцев, фольга – более 100 лет, пластик – 200 лет, стеклянная бутылка ‑ не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 «квадратов» почвы! Конечно, это наносит огромный ущерб экологии. В XXI веке такой подход просто недопустим. Каждый из нас обязан позаботиться о том, чтобы наши дети и внуки жили в чистой и безопасной стране. 


Возврат к списку